Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 октября 1992 года. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.
Вовлечение инвалидов в жизнь общества является важнейшим условием обеспечения прав человека, достижения устойчивого развития, установления мира и безопасности.
Работа в данном направлении является одной из главных задач и специалистов отделения реабилитации центра «Парус надежды» в Тереньгульском районе. Подобные микрореабилитационные центры открыты во всех районах Ульяновской области по инициативе Губернатора региона Сергея Ивановича Морозова.
Одной из проблем современного общества является незнание того, как вести себя в присутствии ребенка с особенностями развития. Произошло это из-за того, что многие десятилетия дети-инвалиды и обычные школьники почти не пересекались благодаря системе интернатов для детей с ограниченными возможностями. Эксклюзивное образование в корне изменило ситуацию, но не может изменить нас самих: мы так долго жили в параллельных мирах, что порой не знаем, как общаться с ребенком, который непохож на остальных. И проблема эта актуальна не только для детей, но и для взрослых (родителей, педагогов, воспитателей).
В этот день расскажем вам о правилах общения с детьми-инвалидами.
1. Хвалить за реальные достижения.
Возможности детей с особенностями развития действительно в чем-то ограничены и поэтому нам хочется как можно чаще их хвалить, чтобы поддержать. Парадокс в том, что постоянная похвала таких детей только настораживает. Они-то не считают себя лучше других. Ребенок-инвалид мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми. Поэтому, когда за прочитанное наизусть стихотворение его хвалят в три раза усерднее, чем девочку с соседней парты, это вызывает как минимум недоумение, а в подростковом возрасте и протест: «Вы что меня за дурака тут держите!»
Ребенка с проблемами здоровья, как любого другого, хвалить стоит только за реальные достижения. А они у каждого свои (самостоятельно одеться, нарезать хлеб, вымыть за собой бокал).
2. Не говорить о ребенке в третьем лице в его присутствии.
Тут всему виной старое представление о том, что перед нами человек не совсем полноценный и он не может полностью отвечать за себя. Поэтому не стоит разговаривать о ребенке так, как будто его тут нет или он не в силах сам сформулировать ответ.
Например, при встрече с незрячим ребёнком многие склонны не обращаться к самому ребёнку, а разговаривать исключительно с родителями или сопровождающими ребёнка взрослыми, называя ребёнка в третьем лице («он умеет читать?», «налить ему воды?»). Это выходит даже за рамки обычной вежливости.
Такое отношение взрослых прямо показывает ребенку, что он — не такой, как другие. Дети-инвалиды, повзрослев, признаются, что не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями до тех пор, как на это им не указало общество. Поэтому будет правильно и вежливо давать таким детям право голоса.
3. Забыть об излишней опеке.
Чрезмерная забота о детях-инвалидах свойственна прежде всего их родителям. Родители делают всё за ребёнка, не всегда пытаясь даже научить его самостоятельно одеваться и есть, и полагают нормальным в 9 лет кормить его с ложки. Но мы знаем, что гиперопека никогда не приносила пользы.
4. Не драматизировать на пустом месте.
Отношение к инвалидам, полное драматизма, культивируют СМИ — рассказ об особенном ребенке должен вызывать у читателя слезы. Но в обычной жизни дети с особенностями здоровья меньше всего хотят выделяться и быть героями мелодрам. Им больше по душе комедии.
5. Помнить о личных границах.
Нам неприятно, когда на улице нас долго разглядывают незнакомые люди. Ребенок с ограниченными возможностями практически ежедневно сталкивается с пристальным вниманием незнакомых людей, например, долгое разглядывание на улице. Интересно, кому это приятно? У особенных детей него, как и у каждого человека, есть право на личные границы.
6. Предлагать помощь, когда она действительно нужна.
Предлагать, а не навязывать!
Действительно порой особенным детям нужна наша помощь, но не всегда эти дети знают, как ее попросить. У детей перед глазами просто нет примеров того, как правильно просить помощи в разных ситуациях. Поэтому бывает, что люди с инвалидностью ведут себя не вполне адекватно с точки зрения обычного человека. Возможно, первым шагом к решению денной проблемы могут стать отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, чтобы он не стеснялся в конкретной ситуации обратиться к вам с просьбой или сказать, что помощь ему не нужна.
7. Доверять ребенку
Мы боимся поручать ребенку-инвалиду какую-то работу по дому, опасаемся нагружать его лишними просьбами в школе. Он же из этого делает один очевидный вывод: ему не доверяют. Это так обидно, что запоминается на всю жизнь. Попробуйте предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности. И вы увидите, насколько неограниченными могут быть его возможности.
Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе.
В общем-то, рецепт общения с особенным ребенком довольно прост: ведите себя с ним так, как вели бы с любым другим ребенком. Но принять эту простую истину бывает сложно.