Три года назад в стране стартовала программа «Доступная среда», призванная создать максимально комфортные условия жизни для инвалидов. И условия эти, пусть и не так быстро, как хотелось бы, все же создаются, говорят в Минтруде. Что еще осталось сделать, чтобы окружающая среда стала для инвалидов действительно безбарьерной, и почему одними только пандусами и тактильной плиткой здесь никак не обойтись?
Что изменилось в жизни инвалидов с 2011 года когда была утверждена госпрограмма "Доступная среда"? В первую очередь, начало меняться отношение к людям с инвалидностью. Так говорят сами инвалиды. Каждый год проводятся социологические замеры – важно знать, как сами инвалиды оценивают изменение отношения их родственников, соседей, сослуживцев к человеку с инвалидностью. Раньше этот показатель был не очень высоким, а теперь количество людей, которые дружелюбно относятся к инвалидам, составило 41% от опрошенных. Это люди, которые с точки зрения самих инвалидов не только понимают их проблемы, но и своими силами стараются помочь в преодолении барьеров. Пожалуй, это самый важный результат госпрограммы. Независимые исследования, результаты которых обсуждались Общественной палатой, подтвердили, что за последние два – три года (это как раз срок реализации программы «Доступная среда») произошел качественный сдвиг в отношении общества к проблемам инвалидов. Это системные исследования, которые проводятся специалистами по множеству совершенно конкретных параметров. «Доступная среда» - программа двухэтапная. Первый этап был методическим, а второй, который идет сейчас, - это практическая реализация мероприятий. Именно сейчас люди видят, что действительно изменяются пешеходные переходы, пусть и не везде появляются правильно организованные пандусы, дети-инвалиды начинают ходить в адаптированные школы и реально приспосабливаются к окружающей среде. Люди эти изменения ощущают и начинают переосмыслять свое отношение к проблемам инвалидов. Окружающая среда по отношению к инвалидам зачастую агрессивна. Каждое запланированное мероприятие согласовывавается с представителями общественных организаций инвалидов. Никто лучше не знает, что нужно инвалиду, чем он сам. К сожалению, одномоментно, все здания приспособить под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья невозможно, поэтому с участием общественных организаций инвалидов выбираются в первую очередь наиболее востребованные инвалидами объекты. Это могут быть вокзалы, аптеки, музеи и др. Обследованные и приспособленные для инвалидов объекты отражаются на карте доступности объектов и услуг для инвалидов.
Карты доступности размещаются в свободном доступе на интернет-портале «Жить вместе», созданном в рамках программы «Доступная среда». Помимо карт, на нем можно найти другую важную информацию для людей с инвалидностью.
Критерии доступности нужно формировать во всех сферах жизни. Но в реальности сделать это одномоментно оказалось невозможным. У людей в отношении инвалидов сформировался упрощенный образ. При слове «инвалид» все сразу представляют себе инвалида-колясочника. А на самом деле безбарьерная среда должна охватывать все формы инвалидности. Это и колясочники, и «опорники», то есть те, кто колясками не пользуются, но испытывают затруднения в процессе передвижения. К тому же в нашей стране большое количество инвалидов по зрению и слуху. Для всех этих людей нужны специфические приспособления. Главный принцип, сформированный программой – это подход, учитывающий все многообразие сфер жизни и проблем людей с ограничениями по здоровью.
Если регион участвует в «Доступной среде», он не может ограничиться только установкой пандусов или закупкой низкопольного общественного транспорта. Все элементы должны быть реализованы в комплексе. Это меры в области образования, здравоохранения, связи и информации, транспорта. Минтруд эти мероприятия софинансирует после согласования с общественными организациями инвалидов.
Необходимо приспособить аэропорты, вокзалы, для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь важно не замыкаться только на архитектурных решениях. Пандус – да, необходим, но помимо этого инвалид должен получить услугу на том уровне, который будет для него наиболее комфортным. Например, проход к стойке информации или кассе на вокзале должен быть такой ширины, чтобы колясочник смог спокойно проехать. А сама стойка информации должна быть на низком уровне, а также оборудована тактильными указателями, громкоговорителями и микрофонами. Кроме того, инвалиду необходимо предоставить сопровождающего. Это даже не вопрос инфраструктуры. Это уже вопрос организации бизнеса.
В сфере культуры и образования тоже проводятся изменения, ведь экспонаты тоже нужно приспосабливать. Поддерживаеся запись специальных аудиогидов, формируется 3D-моделей картин и скульптур. С их помощью слепые могут ознакомиться с произведениями искусства тактильно. Кроме того, повсеместно начинают использоваться рельефно-тактильные указатели со шрифтом Брайля. В сфере связи и информации основная мера – это скрытые субтитры. Многие не знают этого, но на каждом пульте управления современным телевизором есть кнопка, с помощью которой можно вызвать бегущую строку – субтитры. Кстати, такие же бегущие строки начинают использовать театры. Здесь важно соблюсти принцип универсального дизайна, чтобы строка с текстом не мешала тем, кто в ней не нуждается.
Заканчивается разработка нового аппаратно-программного комплекса. Он позволит в онлайн режиме переводить русскую речь в бегущую строку. Это станет большим подспорьем для тех случаев, когда телепрограмма или новостной выпуск транслируется, что называется, с колес.
Что сделать, чтобы ребенок-инвалид мог ходить в обычную школу и при этом не рисковал получить как минимум психологическую травму? Очень важен инклюзивный подход. Необходимо специально готовить педагогов, закупать оборудование, позволяющее инвалидам осваивать школьные программы наравне со сверстниками, но с учетом их особых потребностей. Например, детям с ДЦП трудно использовать обычные компьютерные клавиатуры, а слабовидящих нужно обеспечить специальными мониторами. Комплекс мер действительно очень обширный. Но самое главное, люди должны понимать, что это не какая-то разовая дополнительная льгота, а системное решение в определенной сфере.
Как правильнее называть инвалида, чтобы не обидеть его? Сами инвалиды настаивают на том, чтобы их называли именно инвалидами. В этом слове нет дискриминации. А если говорить об «ограниченных возможностях», то необходимо добавлять «здоровья». Ведь инвалид не может использовать лишь какую-то физическую функцию. Его возможности, как и любого другого человека, все равно безграничны. И лучшее тому доказательство – наши герои-паралимпийцы.