Информация об исполнении Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226
11 апреля 2014 года Президентом Российской Федерации издан Указ № 226 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы» (далее - Национальный план). Национальный план предусматривает ряд мероприятий, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции, обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, активизацию антикоррупционного просвещения граждан, реализацию требований законодательства, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Национальный план предусматривает также ряд поручений федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и их объединениям, направленных на противодействие коррупции.
В целях организации работы по исполнению в Ульяновской области Национального плана 29 мая 2014 года Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области (далее - Уполномоченный) во все исполнительные органы государственной власти Ульяновской области и муниципальные образования Ульяновской области, включая городские и сельские поселения, направлены письма «О реализации в Ульяновской области Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
Согласно письмам Уполномоченного руководителям исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований во исполнение Национального плана предписано с учётом определённых Национальным планом задач скорректировать принятые муниципальные программы по противодействию коррупции, в том числе внести изменения, направленные на достижение конкретных результатов, а также определить систему контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных программами.
В сентябре 2014 года при методической помощи сотрудников отдела обеспечения деятельности Уполномоченного всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальными образованиями Ульяновской области указанная работа завершена.
Ранее, 28 июля 2014 года, в целях исполнения подпункта «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2014 №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» Правительством Ульяновской области принято постановление № 19/324-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 01.04.2013 № 12/106-П» (далее - Постановление). Постановление принято в целях финансирования мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности специалистов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в целях развития у них навыков проведения антикоррупционной экспертизы, а также организации и обеспечения деятельности общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области. Согласно постановлению уточнено наименование исполнителей областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 20132015 годы.
В соответствии с постановлением увеличены бюджетные ассигнования на 2014 год и 2015 год по следующим разделам: № 1.2. «Снижение коррупциогенности муниципальных нормативных правовых актов и их проектов», № 2.4. «Создание условий для участия институтов гражданского общества и граждан в реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области» областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2013-2015 годы на общую сумму 460,0 тыс. рублей.
18 марта 2015 года во исполнение Национального плана противодействия коррупции согласно распоряжению Правительства Ульяновской области № 141 -пр утверждена ведомственная программа «Противодействие коррупции в Правительстве Ульяновской области» на 2015 год. Участие в разработке программы приняли сотрудники отдела обеспечения деятельности Уполномоченного.
08 июля 2014 года на заседании Координационного совета по реализации антикоррупционной политики на территории Ульяновской области рассмотрены вопросы исполнения Национального плана исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Участие в работе Координационного совета приняли руководители исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, представители прокуратуры Ульяновской области и УМВД России по Ульяновской области. В режиме видео-конференц-связи участие в заседании Координационного совета приняли главы администраций муниципальных образований Ульяновской области, председатели муниципальных Общественных палат и Палат справедливости и общественного контроля, а также общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях.
По итогам заседания Губернатором Ульяновской области утверждены поручения по реализации в Ульяновской области Национального плана.
02 декабря 2014 года согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области № 575-р в целях организации контроля за исполнением на территории Ульяновской области Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы создана рабочая группа. Руководителем рабочей группы назначен Уполномоченный.
В рамках исполнения подпункта «в» пункта 8 Национального плана сотрудниками отдела обеспечения деятельности Уполномоченного в период июль-декабрь 2014 года проведены выездные проверки по контролю за осуществлением органами местного самоуправления организации работы по противодействию коррупции в следующих муниципальных образованиях Ульяновской области: «город Ульяновск», «город Димитровград», «Майнский район», «Радищевский район», «Ульяновский район», «Кузоватовский район», «Старокулаткинский район», «Вешкаймский район», «Инзенский район», «Карсунский район» и «Чердаклинский район».
Проверки осуществлены по следующим направлениям:
исполнение требований федерального и регионального законодательства о противодействии коррупции;
исполнение Национального плана;
исполнение областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2013-2015 годы»;
исполнение муниципальных программ «Противодействие коррупции»; исполнение требований федерального и регионального законодательства о муниципальной службе и законодательства, устанавливающего запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой;
исполнение поручений Губернатора Ульяновской области по итогам заседания Координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области от 08.07.2014;
исполнение рекомендаций, изложенных в письме Уполномоченного от 29.05.2014 исх. № УПК-73/163 «О реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
В ходе проведения контрольных мероприятий сотрудниками отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области аппарата Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области дана оценка эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Проведённые контрольные мероприятия позволили выявить и своевременно устранить нарушения в функционировании организационной структуры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Так, в результате проведения контрольных мероприятий в муниципальном образовании «Вешкаймский район» выявлены факты неисполнения федерального и регионального законодательства о противодействии коррупции, а также нарушения в финансово-экономической деятельности администрации и Совета депутатов муниципального образования «Вешкаймский район». Указанные факты преданы огласке. Глава муниципального образования «Вешкаймский район» Е.Е.Добряков и глава администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ю.Н.Степанов освобождены от занимаемых должностей.
Кроме того, 14 августа в г. Инзе на базе Инзенского филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» состоялся региональный семинар-совещание на тему: «Антикоррупционная деятельность в Ульяновской области: от убеждения к побуждению» и 09 октября 2014 года в малом зале Законодательного Собрания Ульяновской области - семинар-совещание по вопросам организации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области. На мероприятиях были рассмотрены практические вопросы исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы.
В январе, феврале и марте 2015 года Уполномоченный и сотрудники отдела обеспечения его деятельности провели аналогичные проверки во всех муниципальных образования Ульяновской области.
В ходе проведения контрольных мероприятий Уполномоченным дана оценка эффективности работы организационной структуры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, состоящей из следующих элементов:
муниципальная программа противодействия коррупции, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, информационное освещение антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе, общественный совет по профилактике коррупции муниципального образования, рассмотрение обращений граждан, содержащих информацию о фактах коррупции в деятельности органа местного самоуправления и подведомственных ему учреждений, реализация элементов антикоррупционной образовательной деятельности в муниципальных общеобразовательных организациях.
Кроме того, в ходе проведённых выездов сотрудниками отдела обеспечения деятельности Уполномоченного во всех муниципальных образованиях выборочно проведена проверка в подведомственных органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления организациях на предмет исполнения ими требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, 20 января 2015 года в ходе проведения выездной проверки по исполнению органами местного самоуправления муниципального образования «Майнский район» федерального и регионального законодательства о противодействии коррупции сотрудниками отдела обеспечения деятельности Уполномоченного в двух отдельно проверенных учреждениях ГУЗ «Майнская ЦРБ» и МБОУ «Майнский многопрофильный лицей» установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Как показала проверка, в МБОУ «Майнский многопрофильный лицей» не созданы условия для свободного сообщения гражданами о фактах коррупции в сфере деятельности образовательной организации. Вопреки установленным требованиям в здании не установлены ящики для приёма анонимных сообщений и не размещена информация о том, куда граждане (учащиеся и их родители) могут сообщать об известных фактах коррупции.
В ходе ознакомления с организацией работы по профилактике и противодействию коррупции в ГУЗ «Майнская ЦРБ» установлен факт формальной работы по рассмотрению сообщений граждан коррупционного характера. Как показала проверка, в здании поликлиники установлено два специальных «ящика доверия». По итогам проверки, проведённой в присутствии заместителей главного врача ГУЗ «Майнская ЦРБ», установлено, что указанные ящики ответственными сотрудниками не открывались с 2013 года. От одного из ящиков для приёма обращений утеряны ключи, и его пришлось вскрывать при помощи подручных средств. В ящиках обнаружено 11 критических обращений жителей Майнского района, в которых содержится информация о неудовлетворительной работе ГУЗ «Майнская ЦРБ», касающаяся очереди на приём к врачу, отсутствия освещения в помещениях, некомпетентности сотрудников, антисанитарной обстановки, аварийного состояния лестницы на втором этаже больницы и т.д.
27 января 2015 года в рамках осуществления комплексной проверки в муниципальном образовании «Павловский район» на предмет исполнения законодательства о противодействии коррупции были проверены учреждения образования, культуры и здравоохранения.
Результаты проверки вскрыли имеющиеся в деятельности вышеуказанных учреждений нарушения в обозначенной сфере.
В МУК Павловская МЦБ и МБУК Павловский МЦДК меры по предупреждению коррупции, установленные статьёй 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не приняты.
По итогам проверки установлено, что вышеуказанными учреждениями антикоррупционная политика в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утверждёнными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не разработана и не утверждена.
13 августа 2015 года проведена выездная проверка организации антикоррупционной работы в администрации муниципального образования «Тереньгульский район». Результаты проверки показали, что состояние организации антикоррупционной деятельности в муниципальном образовании «Тереньгульский район» находится на неудовлетворительном уровне и требует принятия дополнительных управленческих решений, направленных на устранение выявленных недостатков.
В результате проверки выявлены недостатки в организации деятельности по противодействию коррупции. В частности, антикоррупционные мероприятия осуществляются в администрации муниципального образования «Тереньгульский район», ГУЗ «Тереньгульская РБ», МОУ «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» и МУ «Техобслуживание» лицами, не обладающими соответствующими навыками и квалификацией. Применяется формальный подход к реализации мер по профилактике коррупции, организации приёма обращений от граждан и организаций о фактах коррупции, а также по обеспечению соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования «Тереньгульский район» иных требований антикоррупционного законодательства. Кроме того, выявлены недостатки в организации работы по проведению проверок соблюдения служащими антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, имеются недостатки в освещении вопросов антикоррупционной деятельности.
В ходе проверки с участием специалистов администрации рассмотрен отчёт о работе элементов организационной структуры по противодействию коррупции в первом полугодии 2015 года, показателями которого также подтверждается неудовлетворительная организация антикоррупционной работы.
Информационное освещение антикоррупционной деятельности в муниципальном образовании осуществляется недостаточно. В первом полугодии 2015 года в печатных районных средствах массовой информации размещено 11 публикаций. В основном это информационные сообщения районной прокуратуры, в том числе о выявленных ею фактах нарушений законодательства в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
В ходе ознакомления с организацией работы по проведению антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов в администрации муниципального образования вскрыты существенные недостатки в указанной работе. Имеющиеся 19 заключений составлены неграмотно, и именуются как юридические заключения или антикоррупционный мониторинг. Как следует из текста представленных заключений, коррупциогенные факторы в проектах нормативных правовых актов выявляются не в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Тереньгульский район» от 07.07.2009 № 350 «О проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов администрации муниципального образования «Тереньгульский район» и их проектов», что является нарушением Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В ходе проведения проверки особое внимание уделено вопросам исполнения должностными лицами администрации муниципального образования законодательства, направленного на противодействие коррупции, выявлены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.
Установлено, что в администрации муниципального образования на момент проведения проверки не приведено в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 от 23.06.2014 постановление администрации муниципального образования «Тереньгульский район» от 18.04.2013 № 230. Действующее постановление администрации от 24.04.2014 № 250 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Тереньгульский район» и её отраслевых (функциональных) органов и урегулированию интересов» не отвечает предъявляемым законодательством требованиям, выявлены факты неисполнения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Ответственным работником администрации муниципального образования «Тереньгульский район» анализ поступивших сведений о доходах и расходах муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей не проводится. Специалистом не были представлены материалы, подтверждающие соответствующие запросы, что свидетельствует об отсутствии анализа сведений, предоставляемых служащими. По объяснениям специалиста, указанная работа не осуществляется им в связи с отсутствием профессиональных навыков и знаний, а также соответствующей практики.
Проверки в ГУЗ «Тереньгульская РБ», МОУ «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа», МУ «Техобслуживание» выявили нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В целом результаты проверки показали, что в муниципальном образовании «Тереньгульский район» сложилась практика формального принятия организациями и учреждениями, осуществляющими свою деятельность на территории указанного муниципального образования, мер по предупреждению коррупции, которые предусмотрены статьёй 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В марте 2014 года прокуратурой Тереньгульского района выявлены нарушения антикоррупционного законодательства в деятельности МУП «Надежда», МУП «Тереньгульский рынок», МУП «Тереньгульское ЖКХ МО «Тереньгульское городское поселение» и других организациях.
20 августа 2015 года результаты проведённой проверки рассмотрены на выездном заседании Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области. В соответствии с решением Палаты справедливости и общественного контроля администрации муниципального образования предложено осуществить целый комплекс мер, направленных на устранение выявленных недостатков в антикоррупционной деятельности муниципалитета.
В целом проведённые в муниципальных образованиях Ульяновской области контрольные мероприятия позволили выявить и своевременно устранить нарушения в функционировании организационной структуры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований.
Итоги проведённых проверок показали, что во всех муниципальных образованиях Ульяновской области сформированы правовые и организационные основы противодействия коррупции, назначены или определены ответственные за организацию антикоррупционной работы, выстроена система сотрудничества с правоохранительными органами в вопросах профилактики и противодействия коррупции, в соответствии с требованиями законодательства муниципальными служащими осуществляется предоставление сведений о доходах и расходах.
В муниципальных образованиях Ульяновской области наработан уникальный опыт участия институтов гражданского общества и граждан в антикоррупционной деятельности. Во всех без исключения муниципальных образованиях действуют общественные советы по профилактике коррупции, в населённых пунктах на общественных началах работают представители Уполномоченного.
В 2015 году продолжена практика заслушивания на заседаниях Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области информации глав администраций муниципальных образований о реализации антикоррупционных мероприятий и об исполнении муниципальных программ по противодействию коррупции и областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области на 2013-2015 годы» глав администраций муниципальных образований.
Так, в 2015 году на заседаниях Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области информация представлена администрациями Павловского, Новомалыклинского, Вешкаймского, Сурского, Карсунского, Тереньгульского районов и другими.
Согласно решениям государственного органа Ульяновской области - Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области - даны принципиальные оценки общего состояния организации работы по противодействию коррупции, а также даны конкретные рекомендации для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на устранение выявленных недостатков в работе. Данная практика заслушивания глав администраций муниципальных образованиях будет продолжена в 2016 году.
Выполняя задачу, поставленную Национальным планом по совершенствованию организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации в 2015 году, в Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» начал действовать новый институт - общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в муниципальных образованиях. В рамках указанной работы во всех муниципальных образованиях Ульяновской области (городских округах, районах), во всех населённых пунктах Ульяновской области были определены и назначены общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Для организации работы вновь созданного института разработано и утверждено специальное Положение, регламентирующее порядок осуществления деятельности общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Создание данного института позволило существенно повысить качество работы по профилактике и противодействию коррупции в муниципальных образованиях и степень взаимодействия в данном направлении работы с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области. Общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях, являясь членами муниципальных Палат справедливости и общественного контроля, участвуют в проведении контрольных мероприятий (общественные проверки), ведут приём граждан и осуществляют работу по рассмотрению обращений граждан и т.д.
Наиболее важным событием в 2014 году в рамках исполнения поставленной Национальным планом задачи по активизации антикоррупционного просвещения граждан стало принятие 27 ноября 2014 года Закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области» (далее - Закон). Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» дополнен статьёй, регулирующей отношения в сфере антикоррупционного просвещения, а также внесено обусловленное её содержанием название в статью 10 указанного Закона, касающуюся антикоррупционной пропаганды. В соответствии с Законом в целях обеспечения антикоррупционного просвещения населения исполнительным органам государственной власти предписана обязанность разрабатывать и реализовывать комплексы просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению посредством разъяснения основных положений законодательства о противодействии коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений. С данной законодательной инициативой в Законодательное Собрание Ульяновской области обратилась Прокуратура Ульяновской области.
В 2014 году в соответствии с пунктом 5 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы в Ульяновской области организована работа по формированию у государственных гражданских служащих Ульяновской области отрицательного отношения к коррупции. Лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений в Правительстве Ульяновской области, осуществлены следующие мероприятия:
1) усовершенствовалась кадровая политика в сфере коррупционных нарушений. Осуществились мероприятия по профилактике и противодействию коррупции путём проведения совещаний, одним из вопросов которых является формирование нетерпимости к коррупционному поведению. Постоянно проводится анализ всех нормативных правовых актов и их проектов на предмет их соответствия федеральному законодательству. Продолжает осуществляться изучение предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской и муниципальной службы;
2) с государственными гражданскими служащими Ульяновской области проведены разъяснительные беседы по вопросам противодействия коррупции и мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений, по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы Ульяновской области. До сведения лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области, должности государственной гражданской службы Ульяновской области, муниципальные должности и должности муниципальной службы Ульяновской области, регулярно доводятся информация об изменениях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, о порядке проверки сведений, представляемых государственными гражданскими служащими Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;
3) в ходе проведённого мониторинга законодательства установлено, что во всех органах государственной власти Ульяновской области разработан и утверждён порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Ульяновской области к совершению коррупционных правонарушений, с которым государственные гражданские служащие Ульяновской области ознакомлены;
4) вновь принятые сотрудники ознакомлены с Кодексом профессиональной этики сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в котором изложены принципы и правила профессиональной этики сотрудников, а также требования, предъявляемые к государственному гражданскому служащему для предотвращения коррупционных правонарушений;
5) ежегодно в Правительстве Ульяновской области проводятся совещания с государственными гражданскими служащими области на предмет правильности заполнения справок, а также о предоставлении полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
6) по мере необходимости проводятся заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов. Аналогичная работа проводится во всех исполнительных органах государственной власти Ульяновской области. Участие в работе комиссий принимают представители общественных объединений и институтов гражданского общества, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции;
7) с учётом обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования разработаны Методические рекомендации «О порядке урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Ульяновской области и предотвращения возникновения подобных ситуаций»;
8) проводится постоянный мониторинг федерального законодательства по противодействию коррупции, и на основании этого своевременно готовятся и принимаются нормативные правовые акты по противодействию коррупции;
9) усовершенствован раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области, в котором размещаются все нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области по вопросам противодействия коррупции. Дополнительно на указанном сайте организована Интернет-приёмная для обращения граждан, указан номер «Горячей линии», по которому любой гражданин, государственный гражданский (муниципальный) служащий Ульяновской области могут сообщить о коррупционном правонарушении;
10) ежегодно государственные гражданские (муниципальные) служащие Ульяновской области проходят курсы повышения квалификации по вопросам противодействия коррупции;
11) в феврале 2014 года была проведена Межрегиональная конференция по теме: «Практические аспекты профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной и муниципальной службе»;
12) в октябре 2014 года сотрудники Правительства Ульяновской области приняли участие в научно-практической конференции «Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики», которая проходила в Международном институте рынка (г. Самара), где была рассмотрена тема «Коррупционная практика борьбы в России и мире», а также в декабре 2014 года - в Научно-практической конференции «Диалектика противодействия коррупции» с участием зарубежных представителей (г. Казань);
13) контроль за выполнением служащими обязанности сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2013 № 658-П «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, его сдачи и оценки, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации». По итогам командировок каждый служащий сдает отчёт, в котором указывается факт получения или не получения им подарков.
За период 2014-2015 годов не было ни одного случая несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; нарушения ограничений, касающихся получения подарков и порядка сдачи подарков.
Также в целях предотвращения коррупционных проявлений на государственной службе в Ульяновской области проведены следующие мероприятия:
1) во всех органах государственной власти в общедоступном месте размещены стенды с информацией о нормативных правовых актах в сфере противодействия коррупции, образцы необходимых заявлений, обращений, а также телефоны сотрудников, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, телефоны «горячих линий», телефоны Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, прокуратуры Ульяновской области, а также информация о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Обновление информации на стендах осуществляется по мере поступления информации, но не реже одного раза в квартал;
2) на официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены образцы, электронные формы уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;
3) для государственных гражданских служащих проводятся консультационные часы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обучающие семинары, семинары-тренинги, практические семинары;
4) проводится изучение практик (передового опыта) по организации работы по профилактике коррупционных правонарушений других субъектов Российской Федерации, а также еженедельный мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации;
5) во всех органах государственной власти Ульяновской области разработаны и утверждены нормативные правовые акты о порядке подачи обращений и заявлений в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов;
6) во всех органах государственной власти Ульяновской области разработан и утверждён перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В рамках работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов у гражданских служащих и осуществлению мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применению мер юридической ответственности в постоянном режиме проводится анализ справок о доходах гражданских служащих на предмет выявления сведений о получении доходов от иной оплачиваемой деятельности или необоснованного возникновения имущества;
7) проводятся иные мероприятия по правовому и антикоррупционному
просвещению государственных служащих: аппаратная учёба на темы,
посвящённые профилактике коррупционных правонарушений, «Школа молодого государственного гражданского служащего», проведение разъяснения Методических рекомендаций по использованию на практике типовых ситуаций конфликта интересов на государственной гражданской службе Ульяновской области и обращению государственных гражданских служащих Ульяновской области в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, проведение тестирования государственных гражданских служащих на знание ими принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения, включая стандарты антикоррупционного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой должности, и другие. В 2013 году проведено 27 мероприятий этой направленности, в 2014 году - 54.
Кроме того, Правительством Ульяновской области, Палатой справедливости и общественного контроля в Ульяновской области и Уполномоченным в 2014 году организованно и проведено 143 мероприятия по правовому и антикоррупционному просвещению муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, среди них заседания Общественных советов по профилактике коррупции, кустовые совещания по вопросам профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе, тестирование муниципальных служащих на знание требований нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы по вопросам противодействия коррупции.
В рамках исполнения подпунка «б» пункта 8 Национального плана в Ульяновской области приняты меры по нормативному закреплению установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции запретов, ограничений и обязанностей в отношении лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области и муниципальные должности.
Запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Необходимости установления дополнительных запретов, ограничений и обязанностей на региональном уровне не возникало.
Осуществляются меры по усилению контроля за организацией работы по противодействию коррупции в муниципальных органах.
В целях противодействия коррупции лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений в Правительстве Ульяновской области, с муниципальными служащими Ульяновской области проводятся разъяснительные беседы по вопросам противодействия коррупции и мерам ответственности за совершение коррупционных правонарушений, по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы Ульяновской области. До сведения лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Ульяновской области, регулярно доводятся изменения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, о порядке проверки сведений, представляемых муниципальными служащими Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
В каждом органе местного самоуправления Ульяновской области разработан и утверждён порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего Ульяновской области к совершению коррупционных правонарушений, с которым муниципальные служащие Ульяновской области ознакомлены.
Вновь принятых сотрудников знакомят с Кодексом профессиональной этики сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (для лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Ульяновской области, в каждом органе местного самоуправления разработаны и действуют аналогичные Кодексы профессиональной этики сотрудников), в которых изложены принципы и правила профессиональной этики сотрудников, а также требования, предъявляемые к муниципальному служащему для предотвращения коррупционных правонарушений.
Ежегодно Правительством Ульяновской области, Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проводятся выездные «кустовые» совещания с муниципальными служащими области на предмет правильности заполнения справок, а также предоставления полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Во всех органах местного самоуправления Ульяновской области по мере необходимости проводятся заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов.
В целях совершенствования нормативного и правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления ежегодно осуществляется ознакомление с практикой исполнения администрациями муниципальных образований Ульяновской области законодательства в сфере противодействия коррупции. Также в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 08.07.2014 № 274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области проводится анализ поступающих проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Во исполнение подпунка «г» пункта 8 Национального плана и в соответствии с частью 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ОГКУ Управление делами Ульяновской области приняты следующие меры:
определено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
определена система сотрудничества с правоохранительными органами; разработана и внедрена в практику работы ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» Антикоррупционная политика;
принят кодекс этики и служебного поведения работников ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;
создана комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
утверждена программа по предупреждению коррупции в областном государственном казённом учреждении «Управление делами Ульяновской области» на 2015-2016 годы;
создана Комиссия по предупреждению коррупционных проявлений в сфере деятельности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;
утверждено Положение о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений в сфере деятельности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»;
утверждена форма Декларации конфликта интересов в ОГКУ «Управление делами Ульяновской области».
В мае 2015 года Правительством Ульяновской области и Уполномоченным в соответствии с пунктом 7 Национального плана проведён анализ работы органов государственной власти Ульяновской области по рассмотрению сообщений граждан и организаций о фактах коррупции. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе представлена информация по указанному вопросу.
Вопросы исполнения в Ульяновской области Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы в течение всего периода находились на постоянном контроле Губернатора, Правительства и Законодательного Собрания Ульяновской области, а также Уполномоченного, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
О ходе его исполнения Правительство Ульяновской области и Уполномоченный регулярно и по соответствующим запросам информировали Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Губернатора Ульяновской области, Законодательное Собрание Ульяновской области, Главного федерального инспектора по Ульяновской области, прокуратуру Ульяновской области, руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, общественность, представителей институтов гражданского общества и средств массовой информации.